17 | 08 | 2017
Вход

Нравится

Женьшень – царь растений

Уже  более 4 тыс. лет  используется  женьшень в Восточной медицине.

ЖеньшеньО нем слагались легенды и писались научные  трактаты.

Люди, занятые поиском чудодейственного «корня жизни»  по тайге, произносили таинст­венные заклинания.

Во многих травниках древности говорилось о том, что женьшень помогает от всякой слабости,   при  чрезмерно умственном и физическом утомлении. Он развеивает страхи, приносит радость, вселяет в человека силу, дарит бодрость и свежесть молодости, дает счастье,  а  в  походах  побеждает усталость и утоляет голод.

Женьшень по   утверждениям   травников, может вернуть молодость старику и поднять на ноги умирающего. Неудивительно,  что  корни  этого  растения стоили очень дорого.   В  1809 г.  за корень платили 5 тыс. марок. Существовало  поверье,  будто  только человек с чистой совестью, идущий в тайгу с добрыми намерениями, может найти волшебный корень.

Китайцы говорили:   «Худой   человек,   в  лес   не ходи — женьшень убежит. Великий дух разгневается и выпустит царя зверей — тигра, который разорвет плохого человека». Сборщики женьшеня обычно никогда не брали с собой ружья, полагая, что тигр не  нападет  на  них.

Суеверные искатели женьшеня распространяли легенду о том, что природа,  создав   это   растение,   указала человеку    чудодейственные    свойства формой корней: в большинстве случаев они действительно напоминают человека.

Чем больше корень был сходен с человеком,  тем  выше  ценился  он у китайцев. Само  название растения, переводится с китайского как «человек-корень».

М. М. Пришвин в книге Женьшень» передал впечатления человека,   впервые   увидевшего   это   растение: «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик, и в нем на черной земле лежал небольшой корешок желтого цвета, напоминающий просто нашу петрушку. Все   китайцы,   пропустив   меня, снова погрузились в бессловесное созерцание,   и   я    тоже,   разглядывая, с удивлением  стал  узнавать  в  этом корне человеческие формы: отчетливо было видно, как на теле расходились ноги, и тоже руки были, шейка, на ней голова, и даже коса была на голове, а мочки на руках и ногах были похожи на длинные пальцы».

ЖеньшеньО  женьшене сложено немало поэтических  легенд  и   сказаний   народами Дальнего Востока.

Существует китайское поверье, будто небольшая чер­ного цвета птица, похожая на кукуш­ку, стережет корень этого растения. Заметить ее может лишь тот, кто свои­ми глазами увидел корень жизни и успел воткнуть возле него палку. Если же человек промедлит и не вот­кнет возле женьшеня палки, растение может принять совершенно иное об­личье, превратившись в какое-нибудь другое растение или даже животное.

Широкое распространение таких по­верий свидетельствует о том, что и в старину женьшень был редким расте­нием, которое мог найти далеко не каждый человек. Вместе с тем ряд других сказаний может быть истолкован в том смысле, что женьшень — очень древнее растение, приуроченное к мес­там, где наблюдается вулканическая активность, к вулканическим почвам. Эти почвы обогащены ценными для растения элементами: железом, каль­цием, магнием, калием, а также не­редко фосфором и серой. Химиче­ский состав вулканических почв оп­ределяет их высокое потенциальное плодородие, к тому же они обычно рыхлые, удобные для произрастания растений.

В китайской народной сказке «Как Повелитель драконов был повержен двумя стрелами» повествуется о дра­конах, охранявших бесценное сокрови­ще — два корня женьшеня, имевших возраст 10 тыс. лет. В свирепых дра­конах, которые своим ядовитым дыха­нием отравляли все живое, нетрудно распознать вулканы, время от времени выделяющие в атмосферу токсические сернистые соединения. В связи с этим едва ли случайно, что женьшень встречается в нашей стране в Приморье, а также на севере Корейского полу­острова и Северо-Восточном Китае. Этот район относится к тихоокеан­скому вулканическому кольцу.

Возникновение женьшеня описывает­ся в древней китайской легенде сле­дующим образом. В очень давние вре­мена в Восточной Маньчжурии в горах Нангань-Шаня по соседству жили два древних рода: Си Лян-цзи и Лян Се-Эр. Гордостью первого рода был слав­ный юноша Жень Шень. Его сила и храбрость, справедливость и великоду­шие были хорошо известны. Бедные могли рассчитывать на его помощь, слабые — на защиту. Высокие душевные качества  Жень Шень унаследовал от своих предков, которые якобы вели свой род от царя зверей — тигра.

В это же время в роде Лян Се-Эр большую известность получил воин Сон Ши-хо. Прославился он своей красотой, силой и удалью, но в от­личие от Жень Шеня не стремился быть великодушным и справедливым. Он грубо и жестоко обращался с наро­дом. Собрав шайку разбойников, стал Сон Ши-хо грабить селения, сжигать фанзы, губить посевы крестьян. Ярость и ненависть вызывала у него сла­ва Жень Шеня. И решил он убить славного воина. Да и сам Жень Шень не испытывал добрых чувств к Сон Ши-хо. Со всех сторон стекались к нему обиженные и разоренные люди, прося защиты от разбойника. В чест­ном бою Жень Шень одолел и обезору­жил его. Сон Ши-хо был прикован к скале в глухом ущелье тяжелыми це­пями.

У Жень Шеня была сестра, красави­ца Ляо. Гуляя вместе с братом, она попала в то самое ущелье, где отбы­вал наказанье разбойник. Несмотря на лишения, он был все еще очень красив. Едва взглянула на него девушка, как сразу же влюбилась. Днем и ночью стала она думать о том, как спасти Сон Ши-хо. И вот однаж­ды, когда ночь была особенно темной, Ляо пробралась в ущелье и освободи­ла его. Вместе с ним она убежала в горы.

Утром Жень Шень обнаружил пропа­жу и устремился в погоню. На исходе второго дня он настиг беглецов в далеких лесных сопках. Ляо испуга­лась брата и спряталась в кустах, а Сон Ши-хо вступил с ним в борьбу. Искусен и силен был разбойник, хит­рыми приемами он пытался одолеть Жень Шеня. Однако не зря тот был потомком тигра. Изловчившись, он ударил ножом в грудь Сон Ши-хо.

Увидев, что ее возлюбленный поги­бает, Ляо громко закричала. Жень Шень повернулся на крик, и в это время, собрав последние силы, Сон Ши-хо вонзил нож в его сердце. Оба воина упали мертвыми. Потрясенная,  Ляо вышла из кустов и долго оплаки­вала возлюбленного и родного брата. Затем она поцеловала их и побрела по дремучей тайге неведомо куда. По дороге она продолжала плакать. И там, где падали ее слезы, прорастали удивительные растения  Жень Шеня — источник силы для страдающего че­ловека.

С глубокой древности на Востоке высоко ценили это растение. Наилуч­шим выражением дружеских чувств, считалось подношение человеку кор­ня женьшеня. Значение его отражает и восточная поговорка: «Царь зве­рей — тигр, а царь растений — жень­шень».

Ваши комментарии:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Советоскоп Советоскоп

>группа ХОББИ>